Школьные лесничества

Из уже далекого советского прошлого пришла к нам эта форма организации внешкольной работы, как  «школьные лесничества». Известно, что первое школьное  лесничество было создано в Беларуси в 1966 году в Гомельской области. Расцвет же движения пришелся на 70-е гг. прошлого столетия. Юные лесоводы занимались экологическим просвещением,  по мере сил оказывали помощь лесхозам, активно обменивались опытом. Период  перестройки  стал  испытанием  для  деятельности  объединений, но подтвердил жизнеспособность этой формы организации детского досуга.  Каким же содержанием наполнена деятельность школьных лесничеств сегодня?

ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ ЛЕСА

Школьные лесничества – объединение учащихся базовых  и средних  школ как форма организации внеклассной работы в целях воспитания у учащихся любви и бережного отношения к лесу и природе  родного края; расширения и углубления знаний в области биологии, экологии, других естественных наук, охраны природы; формирования трудовых умений и навыков по охране, воспроизводству и эффективному использованию лесных ресурсов; подготовки к сознательному выбору профессии.  (Из Полопжения  о школьных лесничествах, утверждённого постановлением Министерства лесного хозяйства  Республики Беларусь  от 16.02.2001 года № 2). 

Леса Беларуси имеют большое значение как один из немно­гих природных ресурсов, к тому же периодически возобновляемых. Поэтому роль лесов неизмеримо возрастает при решении экономиче­ских и экологических проблем республики. Однако повреждение и разрушение лесных экосистем сопровождается нарушением их средозащитных и средообразующих функций, снижением биоразнообразия  и продуктивности лесов. С другой стороны наблюдение, как после лесных пожаров развивается  новая лесная экосистема и в тоже время   лесные пожары причиняют большой и разнообразный социально-эколого-экономический ущерб. Они уничтожают леса, заготовленную древесину, фауну, загрязняют окружающую среду. Таким образом, работникам лесного хозяйства республики предстоит решить много вопросов по совершенствованию лесохозяйственного производства. Определенную помощь в этом могут оказать школьные лесничества.

         На сегодняшний день  в нашем районе действует 5 школьных лесничества: школьные  лесничества «Лесовичок»  Елковской СШ (10 учащихся),  «Лесная братва» Голынковской СШ (18 учащихся), которые действует с 2006 года,  «Берандеи» Теглевичского д/с-СШ (21 учащихся), работает с 1999 года,  «Росток» СШ № 3 г.п.Зельва (38 учащихся), образовался и начал работать с 2015 года и самые юные  “Юные рузья природы” Деречинского д/с-СШ, созано март 2016 года (20 учащихся).  

Сегодня, кажется, уже никого не надо убеждать, что лес оказывает на окружающую среду огромное влияние. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как  никогда нуждается в защите. К сожалению,  мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Уметь понимать и чувствовать живой лес доступно немногим. Это возможно только тогда, когда лес становится призванием и делом всей жизни.  И еще, когда тебе с детства помогают сделать первые шаги на этом пути. Невозможно заниматься охраной природы, сбережением природных богатств: лесов, рек и озер, птиц и зверей, недр и воздуха без привлечения к этой работе подрастающего поколения.

Главная задача школьных лесничеств заключается в частом общении ребят с лесом, что развивает любовь к живой природе, изучение  жизни растений, животных и птиц.  Немаловажной задачей созданного школьного лесничества является профессиональная ориентация, здесь преуспели участники школьного лесничества Голынковской СШ. Не исключено, что в среде членов школьного лесничества сформируются будущие труженики лесного хозяйства.

Однако, основной задачей школьного лесничества является оказание практической помощи лесничеству в проведении мероприятий по охране лесов и их восстановлению.

Школьные лесничества в районе  оказывают  практическую  помощь лесхозу, члены школьных  лесничеств  привлекаются к выполнению следующих работ: посадке  леса, уход за лесными культурами и естественными молодняками (осветление, прочистки), выращивание посадочного материала в питомниках, озеленение населенных пунктов, территорий лесхозов (лесничеств), школ, детских дошкольных учреждений, сбор семян древесных и кустарниковых пород, учет и охрана муравейников, птиц и зверей;  заготовка кормов для зимней подкормки лесных обитателей, развешивание кормушек и искусственных гнездовий; пропаганда охраны природы;  в пожароопасный период проведение бесед, выступление  в печати и в школах, тушение костров, патрулирование в участках леса, наиболее опасных в пожарном отношении;  распространение  листовок по пропаганде охраны леса и его обитателей. В этом направлении преуспели  школьные лесничества  Теглевичского д/с-СШ и Елковской  СШ.   В 2015 году учащимися Голынковской СШ было посажено 14 гектаров леса за март – апрель  2016 года посажено 21 гектар леса Голынковской СШ и Теглевичским д/с-СШ.

Из лесозащитных мероприятий школьными  лесничествами  проектируется:

— в весенне-летний период — наблюдение за появлением вредителей леса (вредных насекомых) на всей площади лесничества.

— выявление, учет и охрана существующих муравейников на территории лесничества и близ лежащих кварталов.  Большая работа проведена учащимися Теглевичского д/с-СШ.

— расселение муравейников в объеме двух куч ежегодно;

— изготовление и развешивание скворечников и других гнездовий для птиц. Было изготовлено и развешено в лесных массивах и  по обочинам дорог:  28 скворечников учащимися  Теглевичского д/с-СШ, 37 скворечников  и 40 кормушек учащимися СШ № 3 г.п. Зельва,  25 скворечников  учащимися Елковской СШ,  20 скворечников,   23 кормушки  учащимися Голынковской СШ, 17 скворечников  и 10 кормушек учащимися Деречинского д/с-СШ.

— организация зимней подкормки диких животных и зимующих птиц — развешивание веток с ягодами рябины, березовых веников, выкладка снопов сена.                                                                                                                                                                                 — проведение в школах бесед о значении для леса муравейников и птиц и необходимости их охраны. Преуспели в этом направлении учащиеся школьного лесничества «Берандеи» Теглевичского д/с-СШ.

Из санитарно-оздоровительных мероприятий проектируется очистка леса от захламленности. Ежегоно школьные лесничества, учащиеся и педагогические работники учреждений образования  принимают участие в «Неделе леса». Весной 2016 года прошла по инициативе Министерства лесного хозяйства с целью привлечения внимания населения и общественных организаций Беларуси  к решению задач сохранения леса как национального богатства с 2 апреля по 9 апреля 2016 года прошла акция «Неделя леса- 2016». В этом году акция была посвящена  30-летию со дня аварии на Чернобыльской АЭС. В этом году в акции приняли участие все учреждения образования нашего района. Школьное лесничество Голынковской СШ по договорённости с Слонимским лесхозом производили  очистку  лесного массива от захламлённости и имеется договорённость на осень 2016 года,  школьное лесничество СШ № 3 г.п. Зельва по договорённости с Зельвенским лесничеством производили  очистку  лесопаркой зоны,  школьное лесничество Теглевичского д/с-СШ по договорённости с Подоросским лесничеством Волковысского  лесхозом производили  очистку  лесного массива от захламлённости и имеется договорённость на осень 2016 года.

Школьными лесничествами проводятся мероприятия по охране леса — проведение массовой разъяснительной работы среди населения и особенно среди школьников о экологическом значении лесов и правилах поведения в лесу;                                                                                                                                                   — при необходимости оказание помощи лесной охране по устройству мест отдыха в лесу;

-уход за ручьями и водоемами на территории лесничества. Здесь необходимо отметить лесничество Теглевичского д/с-СШ, которое в научной работе по родникам заняли первое место на области и 3 место на республике.

Сегодня члены школьных лесничеств досматривают 50 га леса.

Члены школьных  лесничеств приняли участие в различных проектах и конкурсах  областного  и республиканского уровня:

конкурсы: «Редкие и исчезающие виды  растений и животных Гродненщины», «Малым рекам большую заботу»,  «Лучшая исследовательская работа»,  «Лучшая экологическая тропа», «Квитней, мой лес».

Школьное лесничество Теглевичского д/с-СШ награждены грамотами в республиканском  конкурсе экологических проектов  «Родная земля –Беларусь» в рамках акции «Живу в Беларуси и тем горжусь». Учащиеся Теглевичского д/с- СШ  приняли участие в республиканском конкурсе на присвоение статуса «Зелёной школы» и получили диплом 3 степени от Министра природных ресурсов и охраны окружающей  среды Республики Беларусь. С 2015 года Теглевичский д/с-СШ является ресурсным районным центром по экологии «Зеленая школа» и на базе данного ресурсного центра 16 апреля прошел межрайонный слет школьных лесничеств. В слете приняли участие Волковысский, Слонимский, Мостовский, Зельвенский районы. В качестве членов жюри были представители отдела образования, спорта и туризма Слонимского, Волковысского, Ошмянского, Зельвенского райисполкомов, а так же мастер леса и лесник  Подоросского лесничества Волковысского лесхоза.  Учащиеся представляли  визитку своей команды, где лучшими были школьное лесничество «Ростки» СШ № 3 г.п. Зельва. В теоретическом туре так же лучшими были школьное лесничество «Ростки» СШ № 3 г.п. Зельва. В конкурсе «Лесная олимпиада» отличные знания по определению гербария, растениям Красной книги, животным Красной книги,  вредителям леса, по определению деревьев по спилу лучшими было школьное лесничество «Берендеи» Теглевичского  д/с-СШ. В конкурсе «Лесное многоборье» учащиеся определяли голоса птиц и следы животных и здесь лучший опыт показали Теглевичский д/с- СШ и Деречинский д/ч-СШ. В практическом туре лучшими были признаны команда «Лесовичок» Елковской СШ. В музыкальном конкурсе свои лидерами стало школьное лесничество СШ № 3 г.п. Зельва.  Побеителями межрайооного слета школьных лесничеств стала команда  «Берендеи» Теглевичского д/с-СШ и они буут преставлять наш район на областном конкурсе школьных лесничеств. Пожелаем им удачи и победы на области.

Мыслить глобально, действовать — локально. Знания должны быть обширными, тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно.

По различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость в помощи профессиональных лесников из Лесничества, а также в помощи местных органов экологии и охраны окружающей среды. Ребята с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное — полезность, востребованность их усилий. Очень важны традиции, которые формируются в каждом лесничестве.

Учащиеся проводят  экологические занятия в младших классах, экологические игры в детских садах. Организуют  природоохранные акции.  Под руководством руководителей  школьных лесничеств организуются  исследования в природе,  в школьных лабораториях, проводит подготовку к олимпиадам и конкурсам на экологическую тематику. Членами школьных лесничеств ведутся работы по изучению экологической обстановки в окрестностях населённой пункта, на реках, озёрах, лесах, опушках, памятниках природы. Некоторые исследования  проводились совместно с   природоохранными службами района. Так школьное лесничество СШ № 3 г.п.Зельва по работе экологической тропы «Изучение памятников природы» материалы направлены на областной конкурс. Дела юных лесоводов:

посадка и посев леса, уход за лесными культурами и  лесосеменными плантациями, закладка питомников дендрологических  участков, уход за ними: выращивание посадочного материала, озеленение населённых пунктов (в га);

— участие  в  проведении  профилактических мероприятий по охране лесов от пожаров, выявление  очагов вредителей и болезней  леса, своевременное оповещение об этом лесхоза (лесничества);

— охрана полезных насекомых, зверей, птиц, проведение биотехнических мероприятий (заготовка кормов для  зимней подкормки и  подкормка диких животных,  изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек), огораживание муравейников т так далее;

— сбор лесных семян (без подъёма в крону  деревьев), лекарственного технического сырья ( в кг);

— выявление и охрана редких растений, животных, птиц, памятников природы, микрозаказников;

— проведение фенологических наблюдений; опытническая и исследовательская работа по программам, разработанным научными сотрудниками учебных и научно- исследовательских учреждений, задание лесхоза;

— организация музеев и уголков природы, учебных экологических троп и проведение тематических экскурсий;

— пропаганда вопросов охраны и защиты леса, участие в смотрах, конкурсах, слётах, тематических праздниках.

Заведующий  РУМК

Ж.А.Кедало

DSC00788 DSC00521 DSC00547 DSC00585 DSC00781 DSC00540

 

 

0